HTC: наступили темные времена (обновлено)

28.08.2012


Тайваньский производитель признал отчаянное положение.

После того как семейство Android-смартфонов HTC One не смогло произвести должного впечатления на рынок, тайваньский производитель, согласно сведениям MyDrivers, принял решение серьезно снизить цены на все свои изделия. Удешевление коснется равно как уже существующих моделей, так и грядущих коммуникаторов на Android и Windows Phone 8.

Если HTC уже прекратила комплектовать смартфоны дорогостоящими наушниками Beats Electronics, то в целях дальнейшего сокращения стоимости девайсов они якобы будут лишены программных аудиотехнологий Beats Audio. Впрочем, чуть позже HTC выдала официальный Twitter-пост, в котором опровергла «ложные» слухи.

Долгое время HTC позиционировала себя как бренд высококлассных смартфонов. Ну а поскольку Android-рынок рос и созревал, компания могла легко сохранять подобный статус, оставаясь на передовой новаций и внедрений мобильной Google-платформы. Между тем конкуренты давили со страшной силой, и ныне у HTC нет возможности диктовать ценовую политику дорогих устройств.

HTC была основана в 1997 году, и последующие десять лет медленно зарабатывала репутацию производителя великолепных мобильных телефонов — в основном на платформе Windows Mobile. В 2008-м фирма решила вступить в смартфонную игру, предложив первый в мире Android-коммуникатор — HTC Dream. Далее следовали бестселлеры: Hero, Desire, Evo 4G.

В 2011 году HTC опередила Nokia, став третьим за Apple и Samsung крупнейшим в мире вендором смартфонов. Тайваньский бренд подпитал себя не только ростом известности, но и внушительными прибылями. Сообщество тепло принимало качественную сборку устройств и правильное программное наполнение, вращавшееся вокруг фирменной Android-оболочки Sense. И самой большой проблемой для фирмы был, казалось, вопрос, куда девать заработанное. Но HTC ошиблась, вложив уйму средств в предприятия, не давшие ей должной бизнес-отдачи.

Так, в июле 2011-го HTC объявила о выкупе за 300 млн долларов доли VIA Technologies в S3 Graphics, став крупнейшим акционером последней. В августе была приобретена Dashwire за 18,5 млн долларов. В том же месяце она вошла в стратегическое партнерство с Beats Electronics, за 300 млн долларов заполучив 50,1% этого производителя профессиональных аудиорешений.

Все сделки выглядели очень привлекательными и перспективными. Но только на бумаге. К примеру, S3 Graphics должна была усилить патентный портфель в противостоянии с Apple, однако Комиссия по международной торговле США всё равно вынесла вердикт в пользу Купертино.

Отношения с Beats Electronics оказались напряженными. Во-первых, потребители совсем не радужно приняли HTC Rezound, укомплектованный, в надежде привлечь требовательных покупателей, высококачественной, но и дорогостоящей гарнитурой. Во-вторых, сама тайваньская фирма вроде бы не выполнила взятых перед американской компанией финансовых обязательств. По итогам HTC вернула 25% Beats прежним владельцам, взамен получив 150 млн долларов.

А недавно HTC сообщила о потере 40 млн долларов, вложенных в OnLive, облачную службу потоковых игр, столкнувшуюся с процедурой банкротства.

Что любопытно, HTC и сейчас не остановилась в инвестициях: нынешним акцептором 35,4 млн долларов стал стартап Magnet Systems, занимающийся облачными бизнес-службами.

Показательна ситуация на ключевом для HTC рынке — в Соединенных Штатах. Когда Apple iPhone торговался только через каналы сотового оператора AT&T, всё было хорошо, но с потерей подобной исключительности в четвертом квартале 2011 года клиенты Verizon Wireless и Sprint, прежде выбиравшие HTC-девайсы, повернулись к iPhone. Попутно Samsung агрессивно продвигала Galaxy S II. Здесь же сыграли неблаговидную роль ошибки в дизайне и маркетинге, когда флагманский HTC Sense, будучи лишь слегка измененным, подавался во множестве вариантов.

Стратегия HTC на 2012 года заключалась в фокусе исключительно на One-линейке смартфонов, включающей топовый One X с достойными техническими характеристиками и привлекательным внешним видом. У HTC была замечательная возможность зацепить публику One-новинками в весенний период, когда ни Samsung, ни Apple еще не успели разродиться флагманскими девайсами.

Увы, ни два месяца без Galaxy S III, ни ослабевающие продажи iPhone 4S, ни крупные маркетинговые усилия HTC не смогли влить в One-стратегию достаточно сил, чтобы финансовые русла изменили направления. Сейчас время упущено. И это очень и очень странно, ведь One X действительно замечательный смартфон — о нем «Сотовик» рассказывал в материале «Обзор HTC One X: перезагрузка». Быть может, HTC просто потеряла чувство рынка: успех Galaxy S III доказал, что потребители не ставят на первое место дизайн и качество сборки.

Но проблемы не только здесь. Попытки закрепиться в сегменте бюджетных смартфонов провалились: Wildfire был смыт недорогими коммуникаторами авторства Samsung, Huawei и ZTE. Эксперименты с целевой аудиторией вроде ориентированного на женщин Rhyme не дали должной отдачи, и сейчас выглядят дорогостоящей попыткой усилить имидж бренда.

Не спасла даже модернизация фирменной оболочки Sense, которая в своей итерации под номером версии 4.0 вернулась к истокам упрощения взаимодействия с пользователем. И всё же любые обогащения фабричной Android определяют неблаговидные задержки с выпуском обновлений «прошивок» и растущую фрагментацию мобильной Google-платформы. Люди чаще склоняются в плоскость веры «чистой» Android.

У HTC осталась единственная возможность замедлить потерю рыночного присутствия, опустив цены на продукцию. Но сможет ли фирма выстоять? Ведь, во-первых, когда появится iPhone 5, цены на iPhone 4S и iPhone 4 обязательно потеряют хотя бы по 100 долларов, и, во-вторых, Samsung способна позволить себе любые скидки на изделия, дабы сброс цен HTC казался смешным. Вопрос в другом: а так ли важен тайваньский производитель для корейского гиганта, чтобы вообще обращать на него внимание?

В долгосрочной перспективе бизнес HTC может оказаться под угрозой: срочно нужны вливания свежих сил и идей в оборудование и бренд. При плохом раскладе, не исключено, в 2014 году HTC, как независимая компания, попросту исчезнет со смартфонной арены, став, как вариант, подразделением Facebook.

P. S. Эпический вердикт присяжных в деле «Apple против Samsung» многократно повысил риски для Android-смартфонов HTC оказаться под запретом для продажи на территории США. Компании уже пришлось менять некоторые Android-функции, дабы вырваться из лап Комиссии по международной торговле. Однако фирма не рассматривает вариант полюбовного соглашения с Apple, сохраняя оптимизм перед лицом возможных тяжб и не будучи напуганной итогами в деле Samsung.

P. P. S.  Слабость бизнеса HTC в США и Европе может инициировать альтернативный вариант агрессивного развития в Китае. Несмотря на то что фирма локализуется на близлежащем Тайване, сейчас она слабо представлена на материковом Китае, занимая там лишь девятое место среди ведущих производителей смартфонов. Амбиции таковы, что HTC надеется к 2015 году стать одним из двух лидеров (в исчислениях дохода) в смартфонной игре в Поднебесной. Для этого будет увеличено число брендированных точек продаж с 2700 до 3500 к концу следующего года, а также расширена местная команда разработчиков. Фактически придется начинать с нуля, ведь до 2010 года HTC торговала в Китае не под своим именем, а под брендом Dopod. Теперь HTC осознала ошибку: фокус на высококлассных устройствах, ориентированных на зарубежного потребителя по сравнимой с iPhone и Samsung Galaxy-изделиями ценой, повлек потерю присутствия в Китае, где сейчас рынок захвачен Samsung (25% с 6 тыс. точек продаж), Huawei (12%), Nokia (11%), ZTE (11%) и Lenovo (8%); здесь же высок потенциал у ожидаемого iPhone, совместимого с TD-LTE-сетями крупнейшего в мире оператора China Mobile.

 

 

 

 

 


© Дмитрий Романовский , ИАА СОТОВИК

[an error occurred while processing this directive]
Rambler's Top100